Может ли антикризисное управление применяться к предприятиям, не находящимся на стадии банкротства?

Красивый абстрактный образ «пазла», элементы которого символизируют разные бизнес-процессы и этапы управления кризисом, показывая сложность и многоступенчатость процесса.

В процессе банкротства бизнес последовательно проходит этапы наблюдения, финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного управления. В ходе финального этапа имущество компании выставляется на торги для погашения обязательств, а само юрлицо исключается из ЕГРЮЛ – т.е. ликвидируется.

До наступления этапа конкурсного управления арбитражный управляющий принимает следующие меры для возвращения компании в равновесие:

  • проводится ревизия активов компании-должника;
  • составляется график погашения обязательств.

Если эти антикризисные меры приводят к удовлетворению требований кредиторов, процедура банкротства завершается, а компания возвращается к работе в штатном режиме.

Однако у бизнеса есть возможность применить проактивный подход – внедрить антикризисное управление: с самого старта или для оценки близости к банкротству.

При этом важно научиться выявлять кризисы, явными признаками которых является:

  • накопление задолженностей по текущим платежам;
  • сокращение доходов и маржи;
  • изменения в регуляциях (например, снижение лимита по годовому доходу для возможности оставаться неплательщиком НДС на УСН с 2026 года);
  • репутационные угрозы – негативные мнения в соцсетях или СМИ.

Антикризисное управление включает профилактические меры (например, моделирование негативных сценариев), регулярный мониторинг показателей эффективности, выработку соизмеримых мер для преодоления кризисов, строгое разграничение сфер ответственности.

Важное место в антикризисном управлении занимает делегирование: руководитель разрабатывает общую стратегию, начальники подразделений определяют конкретные шаги, а исполнители отвечают за непосредственную реализацию.

При антикризисном управлении следует избегать распространенных ошибок, среди которых – излишний микроменеджмент, чрезмерная реакция (например, массовые сокращения), отсутствие диалога между подразделениями.

Учитывая изложенное, у бизнеса есть все необходимые инструменты, чтобы выявить кризисную ситуацию до того, как единственным вариантом станет обращение в арбитражный суд и запуск процедуры банкротства. Подробнее об антикризисном управлении рассказали в отдельном материале.