Как Стив Джобс изменил ход анимации
Иконический генеральный директор стал движущей силой развития Pixar, что положило конец многолетнему господству Disney в индустрии анимации.
После ухода из Apple Computer Inc. в 1985 году Стив Джобс сосредоточился на запуске NeXT Computer и приобрел подразделение компьютерной графики продюсерской компании Джорджа Лукаса за 10 миллионов долларов. Удивительно, но именно оно произвело революцию в индустрии, так как Pixar, анимационная студия, которая оживила CGI, навсегда изменила опыт просмотра фильмов.
Джобс изначально заставил Pixar сосредоточиться на создании мощного оборудования
Как и сейчас, в 1986 году Pixar состоял из смеси технарей и художников, которые надеялись создать компьютерно-анимированные фильмы. Однако, поскольку технологии для этого еще не существовало, Джобс заставил свою команду сосредоточиться на продажных продуктах.
Первым из них стал Pixar Image Computer, который производил потрясающие изображения высокого разрешения по также потрясающей цене в 135 000 долларов. Машина вызвала интерес у больниц и разведывательных агентств, но было продано всего около 100 экземпляров.
Более успешным оказался союз с Disney для создания системы компьютерной анимации (CAPS), которая устранила необходимость в ручных "целах" и освободила возможности для сложных эффектов. К моменту выхода Спасателей в Австралии в 1990 году Disney полностью перешел на цифровые технологии. Еще одна система Pixar, RenderMan, отвечала за новаторские визуальные эффекты в фильмах с живыми актерами, таких как Бездна (1989) и Терминатор 2 (1991).
В конечном итоге он продал аппаратное подразделение Pixar, чтобы сосредоточиться на короткометражных фильмах и рекламе
Тем временем бывший аниматор Disney Джон Лассетер тихо разрабатывал план будущего Pixar, используя внутренние технологии для создания инновационного контента. Его двухминутный Luxo Jr. (1986), показывающий, как две настольные лампы игриво взаимодействуют друг с другом, получил номинацию на премию Оскар за лучший анимационный короткометражный фильм. Два года спустя пятиминутный Tin Toy стал первым компьютерно-анимированным фильмом, который завоевал Оскар в этой категории.
Джобс затем продал аппаратное подразделение Pixar и сосредоточился на получении дохода от короткометражных фильмов и рекламы. Тем не менее, хотя компания оказывала влияние на зрительский опыт как на больших, так и на малых экранах, она оставалась на плаву благодаря личным чекам своего основателя, составившим около 50 миллионов долларов до 1991 года.
"Я продолжал вкладывать больше денег в [Pixar], и единственным светлым пятном были короткометражные фильмы Джона," позже сказал Джобс. "Он говорил: 'Могу я получить 300 000 долларов на создание короткометражного фильма?' И я отвечал: 'Хорошо, делай это.' Это было единственное, что приносило удовольствие. Все остальное не работало."
Эд Кэтмулл, Стив Джобс и Джон Лассетер
Выпуск 'Истории игрушек' стал большим прорывом для Pixar
Самый большой успех компании пришелся на 1991 год, когда Disney выразила интерес к финансированию и распространению первого полнометражного фильма Pixar. Ранее более заинтересованный в судьбе NeXT, Джобс быстро включился в переговоры и помог заключить трехфильмный контракт на 12,5 процента от кассовых сборов.
Пока Лассетер и творческая команда трудились над тем, что стало Историей игрушек, Джобс нанял финансового директора Лоуренса Леви, чтобы проработать детали реорганизации компании для выхода на биржу. Джобс назначил дату IPO вскоре после выхода Истории игрушек в ноябре 1995 года, связав судьбу компании с кассовыми сборами в первый уикенд ее первого масштабного проекта.
Это оказалось стоящей ставкой, так как сочетание технического мастерства Pixar, трогательной истории и актерского состава с участием Тома Хэнкса и Тима Аллена обеспечило Истории игрушек впечатляющие 30 миллионов долларов в первый уикенд (в итоге собрав 365 миллионов долларов по всему миру). Спустя несколько дней акции Pixar закрылись на уровне 39 долларов за акцию после первого дня торгов, когда когда-то struggling компания теперь оценивалась в 1,5 миллиарда долларов.
Хотя успех сделал Джобса очень богатым человеком, он осознал, что можно заработать гораздо больше на лицензионных сборах, которые полностью поступали в казну Disney. В 1997 году генеральный директор Disney Майкл Эйзнер согласился на новый пятилетний контракт, в рамках которого обе стороны делили все расходы и прибыли, поставив Pixar на равные позиции с компанией, которая доминировала в индустрии анимации на протяжении последних 60 лет.
Джобс рассматривал Pixar как побочный проект
Для Джобса, который продал NeXT Apple и триумфально вернулся в свою старую компанию в 1997 году, Pixar оставался чем-то вроде побочного проекта; повседневные операции были оставлены Лассетеру и техническому директору Эду Кэтмуллу, а сам босс появлялся примерно раз в неделю.
Когда он появлялся, сотрудники замечали более доброго и мягкого Джобса в их присутствии. Темпераментный генеральный директор, который публично ругал подчиненных, здесь практически не существовал, его место занял человек, готовый выслушать и решить потенциально неловкие ситуации наедине.
Более того, творческая команда Pixar высшего уровня начала ценить его мнение. По словам Кэтмулла, Джобс обладал талантом быстро выявлять суть проблем фильма после раннего показа, его проницательность служила "ударом в живот", который часто вызывал значительные улучшения.
Он продал Pixar за 7 миллиардов долларов всего через два десятилетия после того, как Джобс купил компанию
После оглушительного успеха Корпорации монстров в 2002 году Джобс снова попытался договориться о более выгодной сделке с Эйзнером. Его попытка жесткой игры привела к тупиковой ситуации, но Джобс в конечном итоге нашел более восприимчивую аудиторию с приходом нового генерального директора Disney Боба Игера в 2005 году.
Когда Игер предложил купить Pixar полностью, Джобс убедился, что его два главных помощника, Лассетер и Кэтмулл, согласны с этой сделкой, прежде чем обеспечить им полную свободу в управлении Disney Animation. Он покинул компанию навсегда после завершения продажи за 7,4 миллиарда долларов в январе 2006 года, продолжив укреплять свое наследие в последние годы в Apple, в то время как его старая команда продолжала выпускать хиты с такими фильмами, как Тачки (2006), ВАЛЛ-И (2008), Вверх (2009) и продолжая франшизу Истории игрушек.
Хотя Джобс не разрабатывал графику и не создавал персонажей, которые сделали Pixar известным именем, его руководство обеспечило средства для странной группы творческих людей, чтобы найти свою нишу и стать движущей силой за некоторыми из самых успешных и популярных фильмов последних 20 лет.
Как отметили Лассетер и Кэтмулл в заявлении после смерти Джобса в октябре 2011 года: "Стив рискнул и поверил в нашу безумную мечту о создании компьютерно-анимированных фильмов; единственное, что он всегда говорил, это просто 'сделай это великолепно.' Он и есть причина, по которой Pixar стал таким, каким мы есть, и его сила, целостность и любовь к жизни сделали нас всех лучше. Он навсегда останется частью ДНК Pixar."
5 вещей, которые вы могли не знать об Илоне Маске