7 признаков внимания налоговой к бизнесу в 2026 году

ФНС выявляет серые или откровенно незаконные схемы бизнеса не по результатам случайных проверок, а по строго отработанным алгоритмам. В этом ведомству помогают современные аналитические инструменты, среди которых, например, АСК НДС. Но также никто не отменял старый добрый подход: бизнес сдал отчетность, налоговая увидела в ней «красные флаги» и направила инспекторов для проверки. Обсудим, куда ФНС смотрит чаще всего.
Расхождение данных кассы и банка
Ваше кассовое оборудование автоматически направляет данные о продажах в ФНС. Учитывая цифровые возможности ведомства, любое расхождение кассы и оборотов по счету будет зафиксировано оперативно.
Подобная ситуация может возникнуть, к примеру, если вы получили от контрагента наличку, но не выбили чек, или не внесли эти средства на счет.
Регулярные убытки при стабильном обороте
Типичная картина: бизнес применят налоговый режим, предусматривающий уплату налога с прибыли, и если при этом он демонстрирует в отчетности убытки, продолжая функционировать и даже сохраняя обороты, ФНС обращает на это внимание. Ведомство может заподозрить, что предприниматель скрывает часть своей выручки или иным образом искажает отчетность. К примеру, искусственно завышает затраты для минимизации налоговой базы.
Низкая рентабельность бизнеса по сравнению с его отраслью
ФНС смотрит не только на корректность данных в отчетности и их обоснованность только в привязке к вашему бизнесу. Нет, ведомство сравнивает ваши показатели со средними по той сфере, в которой вы работаете. И если на протяжении нескольких лет ваша рентабельность «по бумагам» оставляет желать лучшего, но при этом ваш бизнес не разваливается, для ФНС это будет сигналом.
Кстати, ведомство ежегодно публикует отчеты по рентабельности в разрезе конкретных ОКВЭД. С этой информацией можно ознакомиться на сайте ФНС или в других проверенных источниках. Например, в справочных системах «Гарант» или «КонсультантПлюс». Данные за отчетный год публикуются, как правило, в мае следующего года.
Регулярные переводы самозанятым и физлицам
Когда необходимо не выполнение трудовой функции, а закрытие разовой задачи, оптимальный вариант – привлекать сторонних исполнителей. К тому же, если подрядчиками выступают ИП или самозанятые, бизнесу не нужно платить за них НДФЛ и страховые взносы. С другой стороны, недобросовестным предпринимателем данная опция может быть использована, чтобы скрыть трудовые отношения.
Например, в штате есть два дизайнера, но бизнес переживает не лучшие времена: продолжать работу нужно, но на отчислениях в бюджет хотелось бы сэкономить. В связи с чем дизайнеров увольняют и «переводят» в ИП или самозанятые, но они продолжают выполнять тот же объем задач, ходить в офис, пользоваться техникой бывшего работодателя. Когда такая схема раскрывается, правоотношения переквалифицируются ФНС обратно в трудовые, что означает необходимость возместить недоимку по налогам и взносам, а также уплатить штраф – 40% от задолженности перед бюджетом.
Но даже если вы не используете подобные практики, у ФНС все еще могут возникнуть вопросы, если платите самозанятым или ИП в одни и те же даты (например, 25 числа месяца), особенно если речь об одинаковых суммах. Риск повышается, если среди ваших подрядчиков есть несколько ИП с одинаковыми видами деятельности. У этого может быть вполне обоснованная причина – объемная задача, которую один исполнитель закрыть не в силах, а у двух ИП с одинаковой специализацией коды ОКВЭД, скорее всего, будут совпадать. Однако ФНС все равно может усмотреть в этом подмену трудовых отношений и провести проверку.
ООО или ИП «злоупотребляет» наличными расчетами
Закон не запрещает бизнесу использовать наличку в расчетах, а ИП и вовсе могут работать без расчетного счета, если сумма сделки не превышает 100 тыс. руб. Вместе с тем, весомая доля операций, проходящих наличными, может обратить на бизнес внимание ФНС.
В первую очередь вами заинтересуется банк, поскольку согласно ФЗ-115 он обязан проверить, не занимаетесь ли вы «отмыванием» денег. Пока идут разбирательства, банк может приостановить операции по вашему расчетному счету, но информацию в ФНС передавать не будет. Однако если налоговики сами запросят эти данные, банк не вправе им отказать.
Дробление бизнеса
Под дроблением закон понимает именно незаконную цель, т.е. бизнес разделяется на несколько формально самостоятельных, но по факту – зависимых структур с целью снижения налоговой нагрузки.
Простой пример: компания «А» применяет УСН 15% и занимается реализацией фруктов и овощей под брендом «Зеленый товарищ». В середине года главбух сообщает руководству, что еще 2-3 месяца, и выручка компании превысит пороговое значение (490,5 млн руб. в текущем году). Владелец бизнеса не хочет лишиться удобной ставки упрощенки и поэтому принимает решение: зарегистрировать компанию «Б», тоже на УСН, которая будет реализовать аналогичную продукцию под брендом «Веселая грядка» (предположим, товарный знак был зарегистрирован заранее – про запас). Юридический адрес компании «Б» такой же, как у «А», а бухгалтерию ведет один и тот же человек. Признаки дробления – налицо.
Заподозрив факт дробления, ФНС изучает зависимые бизнес-структуры, ориентируясь на 17 критериев, которые описаны в письме ведомства № СА-4-7/15895@. Главный же вопрос, на который ФНС отвечает в ходе проверочных мероприятий: может ли условная компания «Б» существовать без компании «А». Если нет, то это дробление.
Среди ключевых критериев, позволяющих говорить о дроблении:
- регистрация по одному адресу;
- общий штат (например, бухгалтерия, юридическая служба);
- выходы в интернет с одного IP-адреса;
- одинаковые сайты и телефоны.
Аналитические системы ФНС, в том числе АСК НДС, позволяют выявлять подобные схемы автоматически – еще до того как бизнес сдал отчетность. Установленный факт дробления означает для бизнеса необходимость уплатить налог так, как если бы его уплачивала единая бизнес структура. Если использовать для иллюстрации наш пример с овощами, это будет выглядеть так: выявив факт дробления, ФНС начислит налог фирме «А» так, как если бы она не продолжила работать на упрощенке, разделив налоговое бремя с вновь созданной «Б», а перешла на ОСН после того как выручка «перешагнула» порог в 490,5 млн руб. При многомиллионном обороте размер недоимки будет внушительным, но не стоит забывать и том, что в дополнение придется уплатить штраф в размере 40% от суммы, не поступившей в бюджет, плюс пени. Крупная же недоимка и вовсе может повлечь возбуждение уголовного дела.
Напомним, что в 2026 году действует амнистия по дроблению бизнеса. Воспользоваться ей вправе бизнес, которому в 2022-2024 были выписаны штрафы, доначисления и пени за дробление – при условии, что в 2025-2026 бизнес полностью отказался от данной практики и перешел на общие правила уплаты налогов (т.е. с УСН на ОСН).
Необоснованное падение налоговой нагрузки
Риск налоговой проверки повышается, если бизнес в течение нескольких лет демонстрировал стабильную выручку и платил соизмеримый налог, но в последний год расходы резко пошли вверх – при плюс-минус той же выручке, – что привело к уменьшению налоговой базы.
Само по себе это не нарушение. Скажем, вы решили сделать ремонт в офисе, но из-за конструкционных особенностей вашего помещения возникли непредвиденные издержки – в итоге год закончился почти без прибыли. В любом случае, если у ФНС возникнут подозрения, ведомство запросит у вас документы-обоснования, с целью убедиться, что расходы не фиктивные.
Как избежать проверки налоговой
Как видим, даже при условии, что вы не используете незаконные схемы, ФНС может обратить на ваш бизнес внимание, запросить документы и провести проверку. Если документы в порядке, штрафов или иных негативных последствий не будет, а также это само по себе минимизирует – но не исключает – риск того, что вами заинтересуются.
Да, ФНС вправе нагрянуть с проверкой без предупреждения, но если получили уведомление, у вас есть время, чтобы подготовиться к визиту инспекторов.
Начните с того, чтобы привести документы в порядок. Убедитесь, что они под рукой, содержат все необходимые подписи и оформлены должным образом. Если это возможно, выделите для инспекторов отдельный кабинет со сканером и принтером или МФУ.
Привлеките для участия в проверке юриста. Он подскажет, как правильно отвечать инспекторам и как действовать, если представители ФНС попытаются выйти за рамки полномочий.
Также обязательно присутствие бухгалтера. Не каждый собственник или директор знает наизусть все цифры своей компании до двух знаков после запятой, но бухгалтер знает и сможет дать комментарий по любому нюансу учета, а также оперативно представить необходимый документ или отчет.
Что по итогу
Обсудили семь ключевых признаков внимания налоговой. Как видим, многие из этих признаков нельзя рассматривать как незаконные по умолчанию, но внимание ФНС они привлекают. Мы не будет давать советы общего характера вроде «работайте по закону и спите спокойно». Нет, ключ к налоговой безопасности – в готовности к любой непредвиденной ситуации, грамотном ведении учета, сопровождении всех операций необходимыми документами, своевременной подаче отчетности и умении правильно выстроить диалог с ФНС, если к вам пришли инспекторы.



