Как закрыть ИП на НПД в 2026 году: пошаговая инструкция

Подобная необходимость может возникнуть в нескольких ситуациях. Например, вы завершаете самостоятельную коммерческую деятельность, чтобы полностью сосредоточиться на работе по найму. Или хотите закрыть ИП, оставив статус самозанятого для дополнительного дохода в формате «от случая к случаю». Ниже – пошаговая инструкция по закрытия ИП на НПД.
Шаг 1: снятие ИП с учета
Поскольку речь о работе на НПД, процесс будет менее времязатратным – у вас нет сотрудников, которых нужно увольнять. Поэтому первым вашим действием при закрытии ИП будет инвентаризация и расторжение договоров с контрагентами. Получить причитающиеся вам деньги и погасить обязательства нужно именно сейчас, пока не закрыли расчетный счет.
Далее, если применяли в работе онлайн-кассу, сдайте в ФНС заявление КНД 1110062 о снятии ее с регистрации. Распечатывать и заполнять его от руки не нужно, гораздо удобнее направить его через сайт ФНС или личный кабинет ОФД.
Теперь вам нужно заполнить и сдать в ФНС заявление по форме Р26001. Заполняется оно вручную или в специальной программе, направляется – почтой или при личном визите в ИФНС. Проще воспользоваться сервисом онлайн-регистрации, к тому же не придется уплачивать госпошлину за закрытие ИП как при подаче бумажного заявления.
Ваши документы будут рассматриваться ведомством до пяти рабочих дней. Далее вы получите уведомление о снятии с учета и лист записи из ЕГРИП.
Если намерены сохранить статус самозанятого, финальным шагом будет закрытие расчетного счета ИП. Свяжитесь с вашим банком обслуживания – вам предоставят соответствующую форму заявления.
Шаг 2: снятие самозанятого с учета
Этот шаг – опциональный. Даже если вы переходите в найм, можно сохранить статус самозанятого – при нулевой выручке налог по НПД не уплачивается. К тому же, так вы сохраните возможность получать тот самый доход «от случая к случаю» без необходимости вновь регистрироваться как самозанятый.
Но если все же приняли решение о снятии с учета, это можно сделать через личный кабинет на сайте ФНС или сервис «Мой налог». Перед окончательным закрытием деятельности проверьте, полностью ли рассчитались по налогу на профессиональный доход. ФНС снимет вас с учета и с задолженностью, но лучше рассчитаться с ней своевременно – во избежание лишних претензий со стороны ведомства.
Вывод
Обсудили порядок закрытия ИП на НПД в 2026 году. Как видите, ничего сложного в этой процедуре нет, к тому же из-за запрета нанимать сотрудников на НПД вы экономите время, которое могли бы потратить на увольнения и соответствующие расчеты. Также облегчает задачу то, что на НПД вы уплачивали единый налог, по которому не нужно подавать какой-либо отчетности.
