Маркетплейсы и скидки: как новые законы защищают интересы продавцов

Концепция платформенной экономики с элементами цифровых технологий, таких как смартфоны, корзины покупок и значки скидок

Участие в акциях и распродажах на маркетплейсах для селлеров – это больше обязанность, чем право. Если отказаться, карточки опустятся в результатах поиска, а продавца могут оштрафовать или вовсе заблокировать. Минэкономразвития подготовило и внесло в Правительство РФ законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации», который, среди прочего, направлен на защиту интересов селлеров.

Не право, а обязанность

Акции – снижение цен, а это негативно сказывается на марже.

Кроме того, у покупателей формируется ожидание постоянных скидок, что в дальнейшем усложняет продажу товара по обычной цене.

Если много селлеров участвуют в акциях, это может привести к «ценовым войнам», когда снижение цен становится единственным способом привлечь покупателя. В результате все участники оказываются в менее выгодном положении, чем до начала акций.

Увы, таково нынешнее положение дел, а если селлер отказывается от участия в акции, к нему могут быть применены следующие санкции:

  • блокировка личного кабинета и карточки товаров;
  • снижение рейтинга;
  • ухудшение позиций в поисковой выдаче.

Суть законопроекта «О платформенной экономике в Российской Федерации»

Проект НПА устанавливает правоотношения в сфере платформенной экономики, внедряя понятия «посредническая цифровая платформа», «пункт выдачи заказов», «карточка товара». Также законопроект уточняет порядок действий при выявлении некачественной продукции и устанавливает обязанность маркетплейсов маркировать платные объявления. Как следует из комментария Wildberries порталу «Известия», последнее нововведение воспринято площадками в штыки.

Государство – на страже интересов селлера

Первая версия законопроекта содержала положение, обязывающее площадку уведомить продавца о том, что цены на его товары будут снижены – не позднее чем за 14 дней до начала акции. Если ответ не поступает, считается, что получено согласие.

Данная позиция не устроила Правительство РФ: законопроект был направлен на доработку. В обновленной версии «молчание» продавца уже расценивается в качестве отказа принимать участие в акции. Кроме того, вводить какие-либо санкции за отказ запрещено, а за участие в акциях и распродажах площадка вправе премировать селлера.

Шерил СэндбергШерил Сэндберг: биография, не бойся действовать женщина, работа и воля к лидерству

В настоящее время законопроект повторно передан на рассмотрение в Правительство РФ. Если у кабмина не возникнет новых вопросов, последует направление документа в Госдуму. Как сообщило Минэкономразвития, вступления закона в силу можно ожидать к сентябрю 2025.

Тем не менее Федеральная антимонопольная служба уже выдала Wildberries и Ozon предупреждения о необходимости создания условий, при которых участие в акциях будет возможно только при получении подтверждения от селлера.