Маркетплейсы и скидки: как новые законы защищают интересы продавцов
Участие в акциях и распродажах на маркетплейсах для селлеров – это больше обязанность, чем право. Если отказаться, карточки опустятся в результатах поиска, а продавца могут оштрафовать или вовсе заблокировать. Минэкономразвития подготовило и внесло в Правительство РФ законопроект «О платформенной экономике в Российской Федерации», который, среди прочего, направлен на защиту интересов селлеров.
Не право, а обязанность
Акции – снижение цен, а это негативно сказывается на марже.
Кроме того, у покупателей формируется ожидание постоянных скидок, что в дальнейшем усложняет продажу товара по обычной цене.
Если много селлеров участвуют в акциях, это может привести к «ценовым войнам», когда снижение цен становится единственным способом привлечь покупателя. В результате все участники оказываются в менее выгодном положении, чем до начала акций.
Увы, таково нынешнее положение дел, а если селлер отказывается от участия в акции, к нему могут быть применены следующие санкции:
- блокировка личного кабинета и карточки товаров;
- снижение рейтинга;
- ухудшение позиций в поисковой выдаче.
Суть законопроекта «О платформенной экономике в Российской Федерации»
Проект НПА устанавливает правоотношения в сфере платформенной экономики, внедряя понятия «посредническая цифровая платформа», «пункт выдачи заказов», «карточка товара». Также законопроект уточняет порядок действий при выявлении некачественной продукции и устанавливает обязанность маркетплейсов маркировать платные объявления. Как следует из комментария Wildberries порталу «Известия», последнее нововведение воспринято площадками в штыки.
Государство – на страже интересов селлера
Первая версия законопроекта содержала положение, обязывающее площадку уведомить продавца о том, что цены на его товары будут снижены – не позднее чем за 14 дней до начала акции. Если ответ не поступает, считается, что получено согласие.
Данная позиция не устроила Правительство РФ: законопроект был направлен на доработку. В обновленной версии «молчание» продавца уже расценивается в качестве отказа принимать участие в акции. Кроме того, вводить какие-либо санкции за отказ запрещено, а за участие в акциях и распродажах площадка вправе премировать селлера.
В настоящее время законопроект повторно передан на рассмотрение в Правительство РФ. Если у кабмина не возникнет новых вопросов, последует направление документа в Госдуму. Как сообщило Минэкономразвития, вступления закона в силу можно ожидать к сентябрю 2025.
Тем не менее Федеральная антимонопольная служба уже выдала Wildberries и Ozon предупреждения о необходимости создания условий, при которых участие в акциях будет возможно только при получении подтверждения от селлера.