Маркетплейсы под прицелом: законопроект об обязательной маркировке платных объявлений

Весы, на которых находятся товары и деньги, символизирующее баланс интересов покупателей и продавцов

Платное продвижение в поиске – действенный инструмент, регулярно используемый селлерами на ведущих маркетплейсах РФ: Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет. В настоящее время карточки, к которым подключена данная услуга, никак не маркируются, однако все может измениться, если будет принят законопроект «О платформенной экономике».

Юридический аспект

Необходимость маркировки платных объявлений – далеко не единственное положение законопроекта, также известного как «Закон о маркетплейсах». Проект НПА был разработан в 2024 году и несколько раз дорабатывался. 20 февраля автор законопроекта, Минэкономразвития, внес документ на рассмотрение в Правительство РФ, как сообщает ТАСС.

Законопроект призван урегулировать правоотношения в сфере платформенной экономики. В частности, на законодательном уровне планируется закрепить такие понятие как «пункт выдачи заказов», «карточка товара», «посредническая цифровая платформа» (читаем – маркетплейс).

Другой важный аспект проекта НПА – уточнение порядка действий при выявлении недостатков товаров и установление определенности в цепочке: маркетплейс – селлер – покупатель.

Обязательная маркировка платных объявлений: зачем?

Сегодня карточки с подключенным продвижением никак не маркируются. Автор законопроекта считает, что присутствие таких объявлений на верхних местах в поиске может ассоциироваться с высоким качеством, а это не всегда соответствует реальной картине. Обновленный механизм призван сделать выдачу более прозрачной и исключить «дискриминацию» на маркетплейсах. Как сообщило изданию «Известия» Минэкономразвития, обязательная маркировка создаст условия для повышения качества товаров и более выгодных условий для покупателя.

Реакция площадок

Представитель Wildberries в своем комментарии «Известиям» отметил, что внедрение обязательной маркировки не соответствует текущим реалиям, поскольку платное продвижение не гарантирует селлеру высокой позиции в результатах выдачи поиска: если товар не соответствует запросу покупателя, карточка в результатах выдачи не появляется. Мнение автора законопроекта о том, что такой метод продвижения оказывает воздействие на предпочтения покупателя, Wildberries считает ошибочным.

Сотрудник сканирует штрихкод на одежде, используя ручной сканер.Обязательная маркировка одежды: что нужно знать производителям и продавцам?

Другие площадки по состоянию на сегодняшний день комментариев не давали.

Когда законопроект будет утвержден?

По сообщению Минэкономразвития внести законопроект на рассмотрение в Госдуму планируется в первом квартале 2025 года. Если НПА будет принят, вступит в силу он не раньше сентября.