Что такое счет-фактура простыми словами: когда выставляется и для чего используется

Крупный план руки, заполняющей бланк счета-фактуры

До 2025 года единственными плательщиками НДС являлись субъекты общего налогового режима. С 1 января текущего года платить НДС обязаны и упрощенцы, чей доход за прошлый год превысил 60 млн рублей. В налоговом законодательстве все просто: если платишь НДС – выставляешь счет-фактуру (СФ). Само собой, есть некоторые нюансы, но идея ясна – количество плательщиков НДС увеличилось. Это значит, что самое время взглянуть в подробностях на все нюансы оформления СФ, не исключая даже наиболее базовые, такие как правильность написания.

Юридические основы

Понятие содержится в статье 169 НК РФ. Согласно норме закона СФ – это документ, служащий основанием для принятия покупателем сумм НДС к вычету.

СФ оформляется в электронном или бумажном виде. В «цифре» он оформляется, когда обе стороны согласны и у них имеется соответствующая техническая база, обеспечивающая совместимость. Иначе говоря, у вас и вашего контрагента установлено одинаковое или сходное по функционалу ПО (например, «1С:Предприятие» с подключенным модулем ЭДО).

Она или он?

Этот тему нельзя обходить стороной, поскольку некоторые финансисты, в особенности – неопытные, не знают, какой у счета-фактуры род: мужской или женский. Ответ однозначный: СФ – мужского рода, а склоняются в этом термине обе части. Отсюда вытекает другой базовый, но от этого не менее важный вопрос.

Как склоняется термин?

Да, этот нюанс относится к грамматике, но фактическая грамотность для бухгалтера не менее важна, чем финансовая. Большой объем ошибок (как в цифрах, так и при указании наименований документов) может привести к тому, что ваш бизнес лишится львиной доли деловой репутации. Итак, у счета-фактуры при склонении изменяются обе части. Например, «счету-фактуре», «счетам-фактурам».

Разобравшись с базовой теорией, вернемся к рассмотрению СФ в разрезе применения документа по назначению.

Обстоятельства, когда СФ не оформляется

Иногда сделка подтверждается иными документами, к примеру, первичкой – счетом на оплату или накладной. Вот основные ситуации:

  • сделка не облагается НДС (перечень операций, не учитываемых для налогообложения, приведен в статье 149 Налогового кодекса РФ);
  • товар продается физическим лицам в розницу за наличку;
  • продавец и покупатель являются субъектами специальных систем налогообложения – упрощенки, единого сельскохозяйственного налога, патента;
  • юрлицо передает продукцию своему работнику на безвозмездной основе;
  • на запланированную поставку получена предоплата.
Franz Josef PoppФранц Джозеф Попп

По последнему пункту необходимо уточнить, что рассматриваются те сделки, производство запланированного к поставке товара по которым не превышает шесть месяцев, а также – если покупатель не платит НДС, продукция направляется на экспорт или сделка предполагает нулевую ставку по НДС.

Для кого оформление СФ является обязательным?

Для продавца – юридического лица или предпринимателя, использующего:

  • ОСНО – за исключением операций, не учитываемых для целей налогообложения и перечисленных в статье 149 НК РФ;
  • ОСНО – в сочетании с иным системами налогообложения;
  • упрощенку.

Напомним, что налоговая реформа 2024-2025 не сделала из упрощенцев плательщиков НДС по умолчанию. Обязанность перечислять в бюджет данный налог возникает в двух случаях:

  • доход за 2024 год перешагнул отметку в 60 000 000 рублей;
  • доход в течение или по итогам 2025 года (или последующих периодов) превысил указанный лимит.

С одной стороны, больше налогов – больше расходов, что снижает чистую прибыль. С другой стороны, упрощенцам теперь проще находить контрагентов из числа плательщиков НДС.

Виды СФ

Существует четыре вида:

  • обычный (официально называется просто «счет-фактура») – оформляется после передачи товара покупателю;
  • авансовый – оформляется при зачислении предоплаты, но не подтверждает факт передачи;
  • корректировочный – оформляется, если в процессе сделки изменились цена или объем поставляемой продукции (иначе говоря, стороны согласны с подобными изменениями и намерены закрепить обновленные условия документально);
  • исправительный – необходимость оформить данную разновидность СФ появляется, если в изначальном СФ были допущены ошибки (не путать с корректировочным).

Бухгалтер изучает документы, связанные с налогами

Когда выставляется счет-фактура?

До истечения пяти календарных дней после отгрузки продукции. Авансовый СФ выставляется в аналогичный срок, но исчисление срока начинается после внесения предоплаты.

Кто подписывает счет фактуру?

От имени юрлиц – руководитель и главбух либо другие лица, наделенные соответствующими полномочиями, доверенностью юрлица или нотариальной доверенностью.

Абстрактное изображение мостa, соединяющего два берега, на котором идут люди, символизирующее диалог, построение взаимопонимания и создание культурной среды, где конфликт становится платформой сотрудничества.Почему конфликты полезны и как их разрешать: стратегии для руководителя-медиатора

ИП подписывает СФ самостоятельно или это делает за него представитель на основании доверенности.

Требуется ли ставить печать на СФ?

Законодательство не обязывает, но и не запрещает ставить печать на СФ. Ее наличие или отсутствие никоим образом не влияет на возможность получить налоговый вычет. Иначе обстоят дела с подписью – при ее отсутствии СФ не имеет юридической силы. Также, если СФ выставляется в «цифре», важно помнить, что полной юридической силой обладает только квалифицированная электронная подпись (КЭП).

Где взять бланк?

Форма СФ утверждена постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

Все необходимое для оформления счета-фактуры, включая образец в формате Excel, рекомендации по заполнению и другие полезные материалы можно найти в подборке КонсультантПлюс.

Чем отличается счет на оплату от счета-фактуры?

При рассмотрении двух похожих по названию, но не по сути документов, разница состоит в том, что СФ применяется для налогового вычета и имеет утвержденную форму. Счет на оплату оформляется в свободной форме и представляет собой скорее предложение продавца внести оплату.

Кроме того, для выставления СФ предусмотрен четкий срок – до истечения пяти календарных дней с момента отгрузки или поступления предоплаты. Счет на оплату выставляется в любой удобный для продавца срок: для получения денег авансом или после отгрузки.

Счет-фактура – это первичный документ или нет?

Понятие «документы первичного учета» содержит статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Первичка отражает факты хозяйственной жизни и включает такие реквизиты:

  • название и дата оформления документа;
  • название юрлица или ФИО предпринимателя, составивших документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни (предмет сделки);
  • денежное и / или количественное выражение факта хозяйственной жизни;
  • должности и подписи лиц – представителей сторон сделки.

На первый взгляд СФ соответствует перечисленным признакам, поскольку содержит описание товара (работ или услуг), единицу измерения, количество, цены за единицу и общую стоимость. Но следует принять во внимание, что пункт 1 статьи 169 НК РФ рассматривает СФ в качестве основания для принятия к вычету НДС. Из данной нормы следует, что СФ не подтверждает сделку, соответственно, к первичке не относится.

Гюлер СабанджиГюлер Сабанджи: история успеха

Счет-фактура без НДС

Тот самый нюанс, упомянутый в начале. Положение первого абзаца пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ гласит, что юрлица и предприниматели на ОСНО с доходом за последние три месяца, не превышающим 2 000 000 рублей, освобождаются от необходимости уплачивать НДС, но при этом оформлять СФ все еще требуется. Исходя из нормы пункта 5 статьи 168 Налогового кодекса РФ, СФ в подобной ситуации выставляется с отметкой «Без налога (НДС)».

Часто задаваемые вопросы

Счет-фактура – что это такое?

Такой вопрос будет актуальным для субъекта УСН, чей доход превысил 60 000 000 рублей. СФ – это документ, выставляемый продавцом покупателю и используемый для налогового вычета.

Счет фактура: для чего он нужен?

В целях подтверждения операций, связанных с передачей товара (выполнением работ или оказанием услуг), но в первую очередь – для возможности покупателя принять к вычету НДС.

Какие предусмотрены временные рамки для оформления СФ?

Пять календарных дней после передачи товара (выполнения работ или оказания услуг) или поступления предоплаты.

Ставится ли печать на счете-фактуре?

Печать – необязательный реквизит, но без подписи СФ не имеет юридической силы.

Чем отличается СФ от счета на оплату?

СФ служит подтверждением передачи товара покупателю, применяется для налогового вычета, оформляется в соответствии с утвержденной формой в четкие временные рамки. Счет на оплату выставляется в свободной форме в удобное время и представляет собой предложение продавца внести оплату.

Какого рода счет-фактура?

Мужского.

Какая часть наименования документа склоняется?

Обе части.