Как отправлять обращения в ФНС после отмены писем через ЭДО с 1 ноября 2025 года

В рамках модернизации обмена данными с налогоплательщиками в «цифре» ведомство намерено использовать единые цифровые решения. Изменения вводятся пошагово, но достаточно оперативно: с 01.11.2025 письма в налоговую больше нельзя будет отправлять через ЭДО. Важно не упустить суть нововведений – они затронут только письма (обращения), а для отчетности и иных целей порядок останется прежним. Обсудим, как можно будет связаться с ФНС без ЭДО и насколько нововведения «ударят» по бизнесу.
Содержание:
- Поэтапный характер изменений
- Актуальные каналы связи
- Как написать письмо в налоговую
- Какие письма ФНС больше не принимает через операторов ЭДО и для каких документов порядок не изменился
- Вывод
Поэтапный характер изменений
Часть нововведений уже работает в полной мере, а до финального этапа остались считанные дни:
- с 01.07.2025 объем прилагаемых к обращениям файлов изменен с 5 до 1 мегабайта;
- с 01.10.2025 стала невозможной отправка писем в ФНС с вложениями;
- с 01.11.2025 прием писем (обращений) через операторов ЭДО завершится.
Актуальные каналы связи
Начиная с ноября, обратиться в ведомство можно будет следующими способами:
- записаться на личный прием в ФНС или позвонить по номеру горячей линии;
- в электронном виде – посредством личного кабинета налогоплательщика, «Госуслуг» или специального онлайн-сервиса;
- почтовым отправлением с описью вложений или доставить обращение лично – в ИФНС или отделение МФЦ, где предусмотрена такая услуга.
Следует учитывать, что при отправке через онлайн-сервис можно воспользоваться готовыми шаблонами (вы увидите их, проследовав по ссылке, приведенной выше) или перейти на страницу «Иные обращения», где необходимо будет выбрать, от чьего имени подаете письмо (ИП или юрлицо), и далее заполнить форму.
Напомним, что согласно ФЗ-59 госорганы рассматривают обращение до 30 дней, а на его регистрацию отводится 3 рабочих дня. Если для подготовки ответа требуются дополнительные действия, срок может быть расширен еще на 30 дней, о чем заявитель уведомляется в обязательном порядке.
Как написать письмо в налоговую
Учитывая характер обращения, какой-либо установленной формы не предусмотрено, однако есть устоявшиеся правила документооборота, следуя которым можно не сомневаться, что письмо будет принято, информация в нем – взята в работу, а ответ – получен в срок.
Для начала создаем документ в текстовом редакторе и с выравниванием по правому краю указываем адресата – инспекцию, куда направляется письмо, а также ее адрес. Ниже – указываем данные отправителя. Если заявитель – юрлицо, вписываем его полное наименование, адрес (фактический), и другие реквизиты, которые упростят идентификацию, например ОГРН и ИНН. ИП указывает ФИО, адрес проживания и ИНН. Также в «шапке» письма следует указать способ связи – ваш телефон и / или адрес электронной почты (возможно, сотрудники ведомства свяжутся с вами для уточнения каких-либо подробностей). Все это выглядит следующим образом:
Налоговая инспекция 4
по городу Москве
г. Москва, ул. Доватора, 12,
корп. 2, 119048
ИП Сидоров Иван Петрович
ИНН 1234567890
г. Москва, ул. Кандинского, 2, кв. 4
7 (999) 999-99-99
sidorovivan@pochta.ru
После реквизитов, с выравниванием по центру, указывается, какой тип документа направляем – запрос, жалоба и т.д. Например:
ЖАЛОБА
на неверное исчисление налогов, указанных в уведомлении ИФНС.
Далее следует текст письма в свободной форме. Если это жалоба, как в нашем примере, следует привести аргументы, почему, по вашему мнению, ваши интересы были нарушены, а также приложить документы, подкрепляющие вашу позицию. Список приложений оформляется под текстом письма и выглядит так:
| Приложение: | 1. (наименование документа) на (количество листов) в (количество экземпляров). | 
|---|---|
| 2. (наименование документа) на (количество листов) в (количество экземпляров). | |
| 3. (наименование документа) на (количество листов) в (количество экземпляров). | 
В конце письма – дата, подпись и ФИО заявителя. Напомним, что срок рассмотрения обращения начинает исчисляться с момента регистрации получателем. Иначе говоря, если в документе вы укажете «16.10.2025», а обращение поступит в ведомство, скажем 20.10.2025, крайним сроком ответа все равно будет 20.11.2025.
Заявитель, как правило, готовит два экземпляра: один направляется адресату, второй хранится в службе делопроизводства.
Вышеописанная «инструкция» актуальна, если вы составляете письмо вручную – через текстовый редактор с последующей отправкой почтой или при личном визите в ИФНС. Для направления через ЛК ФНС, «Госуслуги» или специальный сервис предусмотрены отдельные онлайн-формы.
Какие письма ФНС больше не принимает через операторов ЭДО и для каких документов порядок не изменился
С ноября вы больше не сможете использовать ЭДО для отправки:
- обращений – в части поступивших из ведомства требований и запросов, а также уточнения данных о налогоплательщике, доступных налоговых льготах;
- запросов – о предоставлении официальных разъяснений (в т.ч. налогового законодательства), результатов проверки деклараций, индексов платежных документов;
- жалоб – на неправильно начисленные налоги, отказ в госрегистрации, исключение из ЕГРЮЛ / ЕГРИП.
Иные категории документов не будут затронуты изменениями в работе ФНС с ноября 2025. Сюда входит бухгалтерская и налоговая отчетность, расчеты по платежам в бюджет (страховым и налоговым), заявления – о начале применения спецрежимов или налоговых льгот, сведения по запросу ведомства в рамках проверок, банковские гарантии, заявления о госрегистрации или изменении данных в госреестрах.
Вывод
Рассказали, как можно будет отправить письмо в ФНС после 1 ноября. Обновленная схема предполагает отмену взаимодействия через ЭДО по отдельным вопросам. Какого-либо «удара» по бизнесу от этого не ожидается, поскольку для связи с ведомством сохраняется широкий набор способов связи – от обращения на горячую линию и личного визита до направления письма через онлайн-сервисы.
 
        
