Как бизнесу успешно участвовать в закупках по 223-ФЗ: полный гид для новичков
Российские компании, в капитализации которых участвует государство, не могут просто заключить договор на поставку товаров или услуг. Проводится тендерная процедура: прописываются условия, составляется ТЗ, осуществляется отбор и выявляется победитель – правоотношения закреплены в Федеральном законе № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Новичку сложно разобраться во всех нюансах, поэтому подготовили тематический материал – в вопросах и ответах на наиболее распространенные вопросы.
Содержание:
- Чем отличаются два ключевых закона о закупках: 44-ФЗ и 223-ФЗ – простыми словами
- Какие виды закупок предлагает 223-ФЗ?
- Где заказчики публикуют закупки?
- Какие субъекты предпринимательства вправе участвовать в тендерных процедурах?
- Какой срок для подачи заявок на участие в закупках установлен 223-ФЗ?
- Как принять участие в государственном тендере?
- Ответы на другие распространенные вопросы
- Вывод
Чем отличаются два ключевых закона о закупках: 44-ФЗ и 223-ФЗ – простыми словами
Несмотря на схожую сферу применения эти два НПА отличаются субъектами закупки.
Так, согласно статье 1 223-ФЗ тендерные процедуры проводят госкомпании:
- капитализация которых более чем на 50% обеспечена государством (также их дочерние предприятия);
- закупающие товары и услуги на собственные средства, деньги от грантов или субподряда;
- осуществляющие регулируемую деятельность (добыча нефти, леса);
- естественные монополисты (РЖД, «водоканалы», «горгазы»);
- федеральные государственные унитарные предприятия, прописанные в распоряжении Правительства РФ от 31 декабря 2016 № 2931-р.
44-ФЗ – настольная книга госучреждений: министерств, департаментов, управлений (в статусе юрлиц) – и подведомственных им организаций (школы, поликлиники, центры социальной помощи и т.д.). Иначе говоря, организаций, использующих для закупок не заработанные средства, а бюджетные.
Еще одно ключевое отличие двух НПА – в требованиях к регулированию закупок. 44-ФЗ – про строгие правила, а 223-ФЗ гибок для заказчиков и позволяет сделать тендерную процедуру более удобной, к примеру, детализировать требования к потенциальным исполнителям.
Какие виды закупок предлагает 223-ФЗ?
Положением о закупках по 223-ФЗ госкомпания вправе внедрить два способа проводить тендеры.
Конкурентные процедуры
Заказчик составляет ТЗ, заявки подают несколько участников, в результате выбирается победитель (к примеру, предложивший самую низкую цену), с которым заключается контракт
Предусмотрено три вида конкурентных закупок:
- Конкурс. Заказчик определяет критерии выбора победителя. Это может быть минимальная цена, опыт участия в аналогичных закупках, репутация и т.д. Победитель определяется, исходя из баллов, набранных по совокупности критериев.
- Запрос котировок. Более простой способ, поскольку критерий всего один – минимальная цена. Участники конкурса единоразово подают предложения цены взакрытую – побеждает участник с минимальной ценой.
- Аукцион. Схема полностью оправдывает свое название: устанавливается временной отрезок, а участники по очереди предлагают меньшую цену. Если предложение кого-либо из участников не «перебили», он признается победителем.
Неконкурентные процедуры
Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2025 году остается самым простым способом участия новичков-исполнителей в госзакупках. Применятся, если конкурентные процедуры нецелесообразны и невозможны. Схема такая: поставщик предлагает условия – если они удовлетворяют заказчика, заключается контракт.
Госкомпания должна указать в положении о закупках, что применяются неконкурентные процедуры, и прописать максимальную сумму (обычно 500 тыс. руб.).
В противовес 44-ФЗ рассматриваемый нами 223-ФЗ не требует обязательного обоснования закупки у единственного поставщика, но госкомпании часто включают его в свои положения о закупках. Обоснование предполагает наличие следующих сведений:
- предмет закупки;
- обоснование выбора единственного поставщика (почему конкурсная процедура нецелесообразна);
- информация об исполнителе;
- цена контракта;
- срок оказания услуг;
- согласно какой норме конкурсная процедура неприменима (положение о закупках, статья 3.6 223-ФЗ).
Где заказчики публикуют закупки?
Есть три вида тематических ресурсов.
Электронные торговые площадки
Таких ресурсов более 150, среди которых – федеральные площадки Сбербанк-АСТ, Заказ РФ, ТЭК-Торг (полный список опубликован на сайте ЕИС Закупки).
ЕИС Закупки
Государственная площадка, где публикуются данные по всем закупкам – открытым и завершенным.
Агрегаторы закупок
Аккумулируют сведения по всем закупкам. Чаще найти здесь нужный тендер проще благодаря удобным критериям поиска и разбивке по категориям. Наиболее известные агрегаторы – Контур Закупки, Тендерплан, Синапс, РосТендер.
Какие субъекты предпринимательства вправе участвовать в тендерных процедурах?
Закон не накладывает ограничений на организационно-правовую форму исполнителя, поэтому участвовать в тендерах могут юрлица, индивидуальные предприниматели и самозанятые. Последним следует учитывать лимит по годовому доходу – 2,4 млн, превысив который бизнес лишается права на применение налога на профессиональный доход.
Стандартный набор требований включает:
- своевременные расчеты с ФНС и СФР;
- релевантный опыт, например, как минимум одна победа в государственных тендерах за 3 года, предшествующие подаче заявки;
- участие в саморегулируемой организации (актуально для строительной сферы).
Иногда проводится дополнительная проверка – формальная аккредитация. Ничего сверхъестественного от участника тендера не требуется, запрашиваются такие документы:
- устав, протокол, договор об учреждении юрлица / паспорт ИП;
- выписка из ЕГРЮЛ / ЕГРИП;
- лицензии – если деятельность участника является лицензируемой;
- бухгалтерский баланс, налоговая отчетность за прошлый год – в отдельных случаях.
Какой срок для подачи заявок на участие в закупках установлен 223-ФЗ?
Предусмотрены не предельные, а минимально допустимые сроки, варьирующиеся исходя из начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) и того, входит ли потенциальный исполнитель в реестр МСП. На практике заказчики обычно предоставляют расширенные временные рамки, но ознакомиться с минимальными лишним не будет:
Вид процедуры | Закупка у субъекта МСП (дней) | Закупка не у субъекта МСП (дней) |
---|---|---|
Конкурс | 7 – если НМЦК менее 30 млн руб. 15 – если НМЦК более 30 млн руб. | 15 |
Запрос котировок | 4 | 5 |
Аукцион | 7 – если НМЦК менее 30 млн руб. 15 – если НМЦК более 30 млн руб. | 15 |
Как принять участие в государственном тендере?
Из-за обилия новых терминов у новичка-предпринимателя может сложиться мнение, что участие в закупках – сложная и запутанная процедура, требующая глубоких познаний. Данное заключение недалеко от истины, и поэтому мы подготовили пошаговый гид из восьми этапов, следуя которому вы сможете уверенно ориентироваться в процессе закупок, минимизировать ошибки и успешно участвовать в тендерах, постепенно наращивая опыт и компетенции.
Этап 1: регистрируемся в ЕИС
Для начала вам потребуется усиленная КЭП (оформляется в аккредитованных удостоверяющих центрах) и СКЗИ («КриптоПро CSP»). Далее – устанавливаем плагин для работы с «Госуслугами».
Теперь можно приступать к регистрации в личном кабинете ЕИС. Юрлицам дополнительно потребуются учредительные документы.
Этап 2: проверяем данные на федеральных площадках
Когда регистрация будет завершена, ЕИС направит данные о новом поставщике федеральным площадкам. Рекомендуем сразу же посетить все восемь и в разделе о закупках по 223-ФЗ проверить, что подключены все необходимые плагины. Также потребуется загрузить сертификат КЭП и указать сведения о вашей компании.
Этап 3: ищем тендеры
Теперь вам доступны ЕИС и федеральные площадки, но, как уже отметили ранее, оптимальный способ найти закупку – сайты-агрегаторы. Не все заказчики используют федеральные ресурсы: вполне может быть, что тендер опубликован на одной из 150 платформ – агрегатор подскажет, на какой конкретно.
Этап 4: изучаем сопроводительные документы
В первую очередь смотрим на НМЦК – это максимум, который заказчик готов заплатить. Например, если проводится аукцион, предложения конкурсантов будут отталкиваться именно от данного значения.
Поскольку начальная цена контракта явно берется не из головы, новичок может поинтересоваться: нужно ли организатору тендера в документации о конкурентной закупке по закону ФЗ-223 указать порядок определения НМЦК? Да, соответствующая обязанность закреплена в подпункте 5 пункта 10 статьи 4 НПА: в конкурсной документации необходимо прописать способ установления НМЦК, включая формулы и расчеты.
Далее детально изучаем все, что расположено в разделе «документы» тендера. Стандартный набор включает положение о закупках госкомпании, ТЗ, критерии оценки заявок, форму контракта.
Максимум внимания уделяем ТЗ, поскольку в документе прописано, что, как и когда необходимо выполнить / поставить. Из-за прочтения документа «по диагонали» может возникнуть такая ситуация: исполнитель упаковал комплектующие для ПК и, перед тем как отправить заказчику, решил еще раз прочитать ТЗ. Оказалось, что помимо поставки требуется также собрать и настроить ПК (а заказчик находится за 2000 километров). В результате тендер оказался не очень выгодным, поскольку пришлось оплатить транспортные расходы, питание и проживание сотрудников в другом городе.
Новичок-участник тендера может задаться вопросом: сколько процентов должна быть общая значимость критериев оценки заявок по закупкам в соответствии с 223-ФЗ? Ответ содержится в пункте 5 статьи 32 правового акта – 100%, а согласно пункт 4 заказчик обязан указать применяемые критерии и их величины значимости. Минимальное количество критериев – два (кроме аукциона).
Детальнее о том, что необходимо указать заказчику в уведомлении о закупке по 223-ФЗ, расскажет пункт 9 статьи 4 правового акта.
Этап 5: выбираем форму обеспечения
Применяется ли обеспечение – решает заказчик. Однако поскольку обеспечение – это фактически страховка, чаще всего внести его все же придется. Под конкретные виды обеспечения предусмотрены определенные формы залога:
Форма обеспечения | Обеспечение заявки | Обеспечение исполнения | Обеспечение гарантийных обязательств |
---|---|---|---|
Деньги на спецсчете (только для тендеров, где участвуют субъекты МСП) | Применимо | - | - |
Банковская гарантия | Применимо | Применимо | Применимо |
Платежное поручение | Применимо | Применимо | Применимо |
Перевод на виртуальный счет площадки | Применимо | - | - |
Может возникнуть закономерный вопрос: в каких случаях не возвращается обеспечение заявки в конкурентной закупке по 223-ФЗ? Все просто – залог остается у заказчика, если выигравший тендер исполнитель уклоняется от подписания контракта. Дополнительная мера воздействия на такого исполнителя – внесение в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).
Этап 6: готовим и направляем заявку
Установленной формы нет – заказчик разрабатывает заявку самостоятельно. Внимательно изучаем и заполняем документ: даже если допущена чисто техническая ошибка (описка), заявку отклонят.
Этап 7: участвуем в тендере
Если он проводится как запрос котировок или осуществляется закупка у единственного исполнителя, остается только ждать решения заказчика. Аукцион предполагает участие в процедуре, а конкурс – подачу ценового предложения.
Этап 8: подписываем контракт
Узнать, выиграли ли вы тендер, можно в личном кабинете на платформе, где проводилась закупка.
А какие сроки установлены в 223-ФЗ для заключения договора по результатам конкурентной закупки? Пункт 15 статьи 3.2 четко устанавливает временные рамки: не ранее 10 и не позднее 20 дней с момента, когда в ЕИС опубликован протокол о результатах тендера.
Как помним, неподписание контракта в назначенный срок с высокой долей вероятности повлечет внесение в РНП, что закроет возможность принимать участие в государственных торгах на два года. Также можно будет забыть о возврате обеспечения.
Важно пользоваться своими правами: если по результатам закупки по ФЗ-223 вы не согласны с решением заказчика (или отметили нарушения в процессе), может быть подана жалоба в антимонопольный орган (ФАС) по месту регистрации госкомпании.
Ответы на другие распространенные вопросы
Необходимо ли заказчикам по 223-ФЗ в положении о закупке указывать требования к участникам закупки?
Да, в нем определяются общие требования, а в сопроводительных документах к конкретному тендеру уже указываются критерии, применимые к данной закупке.
По какой форме нужно заполнить план закупки по 223-ФЗ?
Бланк приведен в постановлении Правительства РФ от 17 сентября 2012 № 932.
Какой способ закупки заказчик по 223-ФЗ может предусмотреть в положении о закупке как дополнительный?
Кроме установленных законом доступны любые другие неконкурентные процедуры, к примеру, закупка у единственного поставщика по основаниям, не детализированным в законе, или закупка у конкретного поставщика по соглашению сторон. Госкомпания вправе предусмотреть в положении о закупках, что приобретение у единственного поставщика возможно, если НМЦК укладывается в 100 тыс. руб., или если поставщик является единственным обладателем исключительных прав на закупаемый объект.
Где и когда размещается годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ, и какой шаблон применяется?
Он размещается в ЕИС до 1 февраля следующего года. Используется форма, приведенная в постановлении Правительства РФ от 11 декабря 2014 № 1352.
Какие сведения из ОКВЭД-2 заказчики по 223-ФЗ обязательно указывают, когда готовят план закупки?
Обязательны разделы и подразделы, но для максимальной прозрачности и отсутствия вопросов со стороны контролирующего органа рекомендуется указывать классы, подклассы, группы, подгруппы и виды.
С каким федеральным органом исполнительной власти заказчики по 223-ФЗ согласовывают положение о закупках?
Госкомпании не обязаны согласовывать положение со сторонними инстанциями, включая ФАС. Форма положения не утверждена, однако федеральный орган – учредитель вправе утвердить типовую форму: взяв ее за основу, дочерняя организация разработает собственную и утвердит локальным правовым актом.
Какая форма проведения закупки предусмотрена 223-ФЗ для малых закупок (до 100 тыс. руб.)?
Как правило, применяется неконкурентный вариант – закупка у единственного поставщика. Конкретные способы осуществления малых закупок не регламентируются – у госкомпании есть свобода выбора в рамках ее положения о закупках.
Вправе ли заказчик по 223-ФЗ самостоятельно выделять разделы в положении о закупках?
Строгой формы у документа нет – разрешается действовать на свое усмотрение, однако в полном соответствии с нормами 223-ФЗ.
Вывод
Тендеры госкомпаний – отличная возможность для бизнеса получить в свое резюме работу с государственными структурами, но требуется внимательная подготовка и глубокое понимание процесса.
Освоив ключевые этапы – от регистрации в ЕИС до подписания контракта – и тщательно изучив требования заказчиков, даже новичок сможет уверенно ориентироваться в тендерных процедурах.
Грамотный подход, внимание к деталям и соблюдение сроков станут залогом успешного участия и помогут выстроить надежные деловые связи с государственными партнерами.